В возрасте 5–7 лет у детей наблюдается интенсивная умственная деятельность. В это время дошкольники познают окружающий мир, учатся думать, взаимодействовать с людьми и предметами, анализировать, усваивают нормы поведения. Во все эти процессы вовлекается память. Количественному наращиванию её объема способствует расширение кругозора, различные развивающие занятия.
В дошкольном возрасте важно не перегрузить детский мозг информацией. Объём новых знаний должен быть таким, чтобы ребёнок мог им пользоваться, то есть воспроизводить и запоминать полученные сведения.
Особенности памяти детей дошкольного возраста
Некоторые исследователи замечают, что особенности развития памяти у детей дошкольного возраста высоки, а на протяжении всей жизни возможность запоминать быстро будет компенсироваться объёмом информации за счет скорости. В таком случае ребёнок запоминает всё механически, это способ овладения языком, понимание строения окружающего мира. Именно в этот период советуют наибольшее внимание уделять развитию памяти у дошкольников, поскольку закладывается фундамент дальнейшей жизни и формирования личности. Чем он будет обширней, многогранней и крепче, тем ребёнку будет проще познавать окружающий его мир.
Классификация видов памяти
В современной науке принято выделять некоторые классы памяти в группы:
- Вид психической активности подразумевает память через образы. К ней относятся воспоминания посредством сенсорных систем организма, например, через зрение, вкус, слух, обоняние, тактильные ощущения. Также к этому виду относятся эмоциональная и двигательная память.
- Разница в осознанности. Память делится на неосознанную, которая появляется скрытно, и осознанную, в ходе которой человек пытается припомнить знания, почерпнутые ранее.
- Продолжительность запечатления образов. К этому классу относят:
- Мгновенную – несколько секунд удержания образа информации;
- Кратковременную – 20-30 секунд с запоминанием 4-8 элементов информации;
- Оперативную. Сохраняет информацию до конца текущего действия;
- Долговременную. Составляет основу получения знаний на долгие года, она рассчитана на использование, которое предполагает множество восстановленных в памяти образов.
Произвольное и непроизвольное запоминание
В возрасте четырёх-пяти лет дети запоминают информацию неосознанно. В их мозгу оседают наиболее интересные или случайно привлёкшие внимание явления, предметы, названия. Дошкольники не умеют ставить целей запоминания и реализовывать их, не знают приемы, при помощи которых процесс восприятия может быть проще.
Задача родителей, педагогов, учителей – к началу обучения в школе подготовить почву для перехода от непроизвольного к осознанному восприятию. Для этого необходимо:
- развивать речь, называть окружающие предметы. В ходе эксперимента, состоявшего в демонстрации группе детей карточек с изображениями предметов, выяснилось следующее. Объекты, названия которых проговаривались, дети запомнили лучше. Из 10–12 предложенных картинок они воспроизвели по памяти 8 с озвученными названиями и только 2–3 – без них;
- читать детям вслух, вместе рассматривать и обсуждать картинки. В этом возрасте ребята склонны подражать сказочным героям, поэтому занятия дополнительно оказывают воспитательное воздействие.
Развитое произвольное восприятие является важным показателем готовности к началу обучения в школе. Есть дети, не желающие и не любящие учиться с первого класса. Всю энергию они тратят не на образовательный процесс, а на преодоление собственной лени. Это явление напрямую связано с развитием памяти. Ребята, плохо запоминающие информацию, не уверены в себе, скованы.
Существуют специальные занятия, на которых тренируется произвольное восприятие и развивается память. В числе упражнений – освоение мнемонических приемов, техник запоминания.
Несколько позже дети с развитым произвольным восприятием готовы к более сложным занятиям Меморикой. Это авторская методика, направленная на увеличение объема памяти, развитие внимания и его концентрации. После этого курса ребёнок сможет управлять всеми процессами своей памяти, сможет систематизировать любую полученную информацию. После прохождения курса у учеников увеличивается объем памяти, исчезает неуверенность в себе, страх перед экзаменами и контрольными.
Роль памяти в развитии ребёнка
Одна из базисных задач в обучении – это усвоение знаний, которыми ребёнок может легко пользоваться. Когда что-то запоминается, то уже не вызывает сложностей в воспроизведении. Знания, которые остаются в памяти, создают пласт, который готов к получению новой информации, и этот процесс бесконечен. Без этой особенности для всего человечества доставляло бы трудность делать даже самые обыденные и простые действия.
Формирование памяти у ребёнка
У детей до 3 лет память непроизвольна. Они запоминают яркие события, образы, повторяют за взрослыми фразы и выражения, особо не задумываясь об их необходимости. Позже, в 4-5 лет, создаётся произвольная память, сыну или дочери необходимо запоминать условия игр, небольших поручений, развивающих занятий. Однако он, скорее всего, не сможет запомнить вне игры какую-либо последовательность слов.
Упражнения на развитие памяти у дошкольников
Для домашних занятий с детьми 4–5 лет удобно использовать дидактические материалы, например, кубики, карточки с картинками. В числе полезных упражнений:
- поиск изменений после перегруппировки;
- нахождение лишнего предмета;
- обнаружение нового элемента;
- тренировка «Посмотри и повтори».
Постоянные занятия стимулируют развитие произвольного запоминания, благотворно сказываются на количественных характеристиках памяти. Чтобы развить память у дошкольника, необходимо регулярно заниматься. Только при условии постоянных тренировок, ваш ребёнок вскоре сможет быстро запоминать большие объёмы информации.